Отчет Губернатора Валерия Радаева на заседании Саратовской областной Думы о проделанной работе Правительством области в 2017 году

18.04.2018
650

Уважаемые коллеги.

Страна вступила в новый этап – рубежный, прорывной, ориентированный на будущее. Глава государства подчеркнул, что ближайшие годы станут решающими для страны. Необходимо отсечь все барьеры, все преграды, которые мешают сделать рывок. Для этого - выполнить целый ряд задач. Обеспечить устойчивый рост экономики, благосостояния граждан, демографических показателей, повысить качество среды обитания, кардинально улучшить деловой климат, достичь самых современных стандартов в медицине, образовании, экологии. И всё это – с применением цифровых технологий последнего поколения.

План действий – есть. Он отражен в конкретных инициативах и программах, которые связаны с ключевыми параметрами роста благополучия граждан: с созданием высокотехнологичных производств, новых рабочих мест, инфраструктурных и социальных объектов.

Итоги прошедших выборов показали, что общество консолидировалось вокруг национального лидера, полностью разделяет его заботу о стране. А еще результаты избирательной кампании окончательно убедили в том, что люди совместно с властью готовы делить ответственность, воплощать в жизнь самые смелые замыслы, нацеленные на будущее.

В основе всех этих планов – ресурсы и механизмы, уже доказавшие свою эффективность на практике, огромный массив сделанного, что стало прочной базой для нового этапа.

Отчет работы российского Правительства всё это подробнейшим образом осветил. Дмитрий Медведев подчеркнул, что за 6 лет Россия «прошла путь, на который многие страны тратили десятилетия». Мы научились превращать вызовы в стимулы развития, а по таким ключевым индикаторам, как продолжительность жизни, рост реальных доходов граждан, ВВП, инвестиционный климат, поддержка малого и среднего бизнеса, - вышли на положительную динамику.

Что касается Саратовской области, то за 6 лет ВРП в действующих ценах увеличился в 1,6 раза. Среднегодовой экономический рост составил 2,1% при 0,9% в среднем по Российской Федерации.

Основными драйверами экономического роста, который на протяжении последних лет опережал среднероссийские показатели, для нас остаются промышленность и сельское хозяйство. Объемы производства здесь выросли в 1,6 и 1,8 раза, соответственно.

В 2017 году индекс промышленного производства составил 103,7%, что превышает среднероссийский показатель (102,1%). По этому параметру мы на втором месте в ПФО.

Такой результат складывается, в том числе, из наших с вами достижений, уважаемые коллеги. Из эффективности всех уровней власти. И роль депутатского корпуса - незаменима. Все, кто здесь присутствуют, - прилагают немалые усилия для укрепления позиций Саратовской области, наращивания ее вклада в общий процесс. Не случайно в своем Послании Владимир Путин сделал особый акцент на том, что главный источник дополнительных ресурсов для прорывного роста - увеличение экономического потенциала регионов.

Грамотное планирование, проектный подход, общественное влияние на ключевые процессы – важнейшие инструменты, на которых базируется современная региональная политика. Мы должны свободно ими владеть. Каждый - в своей профильной нише, будь то производственная компания, муниципальная власть, ТОСы, депутатский корпус или министерства. Только системность обеспечивает результат, к которому стремимся: чтобы люди жили в достатке, рождались дети, а региональный кошелек становился толще. Чтобы качественно улучшалась демография, росла инвестиционная активность, повышалась производительность труда, развивалась инфраструктура.

По итогам прошедшего года и последних шести лет мы можем трезво оценить, насколько велика готовность Саратовской области к рывку. Все наши наработки и комплексная мобилизация внутренних резервов должны сделать старт региона на новом этапе более уверенным, а перспективы для людей – предельно реалистичными. Такими, которые открываются за счет проектов благоустройства территорий, ремонта муниципальных дорог, инициативного бюджетирования. Строительства школ и детских садов, модернизации спортивных, оздоровительных и реабилитационных объектов, выхода на пошаговое решение проблем обманутых дольщиков, выполнения программы расселения аварийного жилья.

В своем отчете, полный вариант которого есть у каждого из вас, я остановлюсь на самом важном. И, конечно же, на проблемных моментах. Мы их видим, открыто о них говорим и вместе находим решения. В том числе, убеждая федеральный центр, аккумулируя предложения всех экспертных и общественных групп. Эффект колеи, шаблонные подходы – исключаем навсегда. Рядом – опытные и знающие профессионалы. Объединять их вокруг наших общих задач, устанавливать коммуникации, – еще один действенный инструмент успеха. Другое дело, что число таких людей должно расти, включая молодежь. И здесь я на минуту отвлекусь и повторю важный тезис, который звучал еще 4 года назад. Речь шла о позиционировании региона как территории, привлекательной для образованных специалистов, готовых оставаться на малой родине, работать на ее экономику, развивать медицину, науку, культуру.

Однако отток таких людей продолжается. Отрицательная динамика сохраняется. Причем, подавляющее число отъезжающих – трудоспособного возраста. Восполнить пробел можно только, инвестируя в человека, «создавая для молодежи привлекательные жизненные перспективы, новые рабочие места». Именно об этом в своем Послании сказал Президент.

Понятно, что ощутимые перспективы формируются не за один год, что любой созидательный процесс перед тем, как стать системным, какое-то время набирает устойчивость, а это тоже годы. Но всё равно, с потерей кадров мы не можем смириться. И не должно успокаивать, что подобная тенденция наблюдается во многих дотационных субъектах: в столице каждый 10-й квалифицированный работник – недавний мигрант.

Лейтмотив Послания Президента – «Россия – страна возможностей». Все мы видим, сколько сил и внимания уделяет глава государства вопросам самореализации талантливой молодежи, созданию социальных лифтов, поддержке лучших общественных инициатив. Формируются государственные программы, выделяются гранты.

Цель - сделать Саратовскую область регионом для молодых, территорией, где хочется жить, – должна стать нашим главным стимулом работать лучше, эффективнее, современнее. Не случайно проект Десятилетие детства Владимир Путин назвал «перезагрузкой всей демографической политики». Такая перезагрузка начинается и на региональном уровне. Ее отправные точки – в сферах здравоохранения, в работе с одаренными детьми. Каждый год мы сдаем объекты детской медицины. В 2016-ом – хирургический корпус Областной больницы, в прошлом – межрайонный диагностический центр в Вольске, в ближайших планах – реконструкция областного противотуберкулезного центра и создание единой службы детской медицинской реабилитации. Для того, чтобы уже в текущем году приступить к работам на базе противотуберкулезного санатория, я поручил зампреду Гречушкиной и министру Шульдякову просчитать все затраты и создать специальный фонд. Что касается одаренных детей, то ежегодно они приносят области престижные награды. Только за последние 2 месяца стало известно о победе Варвары Волковой на международном конкурсе детского рисунка; о том, что барабанщица Катя Филимонова вновь стала финалисткой «Синей птицы». Воспитанники физико-технического лицея победили на фестивале робототехники, а также во всероссийской олимпиаде школьников. За этих ребят я испытываю особую гордость, потому что приложение их таланта, изобретений, прорывных идей – это и есть самые современные знания, то есть - будущее нашего региона. Важно, чтобы они его и строили.

Поэтому считаю необходимым анализировать сделанное и намечать планы через призму привлекательности области. Нужна не только арифметика итоговых цифр, а понимание всей полноты картины социально-экономического развития, его специфики. Ну а самое главное - четкое следование трендам, обозначенным в президентском Послании.

Актуализируя Стратегию развития региона, все свои подсчеты мы сфокусировали на ключевом индикаторе - росте реальных доходов граждан.

Будем объективными - сегодня по этой позиции отстаем. Увеличение реальной заработной платы за прошлый год составило 103,9%, тогда как общероссийский показатель – 107,3%.

По итогам года нам не удалось достичь положительной динамики среднедушевых доходов. Остались на тех же показателях, что и в 2016 году – ниже ста процентов. Тогда как по России рост – почти 102%. В ПФО по доходам граждан мы на 12-ом месте.

Основных причин – две. Первая – высокая доля граждан пенсионного возраста. Этот параметр у нас выше, чем по России и составляет почти 27%.

Второе препятствие - теневая занятость, куда включена треть работающего населения. И эту ситуацию мы обязаны переломить. Целевой ориентир – снизить к 2025 году долю неформальной занятости до 18%. Такую амбициозную задачу мы поставили, проанализировав предпосылки роста региональной экономики. Среди них – оздоровление структуры госдолга, агломерационный эффект, корректировка приоритетов в аграрном секторе, выполнение стандарта развития конкуренции, минимизация административных барьеров. Следствием всего этого должно стать наращивание инвестиций как главного драйвера развития.

Владимир Путин поставил задачу за 6 лет увеличить долю инвестиций в ВВП до 27%. Наш показатель уже в прошлом году достиг 20%. Такая динамика повышает самооценку, вселяет уверенность, подталкивает к более широкому позиционированию региона. За обозначенной цифрой – конкретные проекты. Строительство завода компании «СНФ» по выпуску полимеров, которое вошло в активную фазу. Солнечные электростанции в Пугачевском и Ершовском районах. Концессионный мегапроект по созданию системы переработки и утилизации ТБО. Проект компании «ФосАгро». Всё это – реальные примеры успешной работы с инвесторами.

Мы не только смогли заинтересовать партнеров на этапе переговорного процесса, но и оперативно решили практические вопросы - с землеотводом, подключением к коммуникациям, предоставлением готовых площадок. Названные мною проекты помогут региону войти в число лидеров по производству энергетического оборудования, расшить экологическую, а значит и социальную проблему несанкционированных свалок, которая в последнее время стала резонансной. Также у нас есть все шансы стать ключевым игроком в выпуске полимеров, которые имеют широкий спектр применения – от очистки питьевой воды, нефтедобычи до производства минеральных удобрений.

Успешно показывает себя бизнес с немецким участием. Многолетний опыт нашего сотрудничества с такими авторитетными партнерами как «Бош» и «Хенкель», дал зеленый свет проекту компании «Фоссло». Если взыскательному инвестору комфортно на конкретной территории, то возникает эффект доверия, который способствует притоку бизнеса. Такой опыт надо расширять. И при этом помнить, что инвесторы — прагматики, для них важна не только собственная репутация, но репутация региональных и муниципальных команд. Когда в области работают - «Бош», «Фоссло», «РусГидро», «СНФ», - это дает нам основания рассчитывать на новых равносильных игроков. И такие партнеры были представлены на Первом саратовском экономическом форуме.

К нам приехали около 700 представителей бизнеса, органов власти, институтов развития. В том числе – из Ирана, Южной Кореи, Белоруссии, Армении.

Форум посетили Председатель Государственной думы Вячеслав Володин и первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Было подписано свыше 20 соглашений по реализации проектов, включающих комплексное развитие территорий, строительство суперсовременного аквапарка и скоростных трамвайных линий, сотрудничество в области машиностроения и внедрения цифровых технологий.

Форум стал новой точкой отсчета для всех нас. Мы поставили важные цели и задачи. Подготовили дорожную карту по всем подписанным соглашениям, каждый проект будем сопровождать. Уже идет поиск площадок для производства белорусских тракторов. Есть конкретная отдача от соглашения с КАМАЗом: Саратов получил 50 единиц техники для городского хозяйства. Уже ведем анализ затрат на строительство первой скоростной трамвайной линии. Стоимость одного километра колеблется от 20 до 80 миллионов рублей. Поэтому на стадии проектирования будем находить оптимальные варианты.

Замысел придать форуму чисто прикладной характер - себя оправдывает. Решили сделать его ежегодным, что заставляет задуматься об открытии в Саратове современного делового выставочного центра с широкими техническими возможностями. Я поручил первому зампреду Ойкину проработать совместно с Торгово-промышленной палатой вопрос создания фонда для строительства объекта.

Такой же – более прикладной характер должна иметь непосредственная работа с инвесторами, сопровождение каждого проекта. Сегодня мы готовы сделать следующий шаг для улучшения делового климата и совершенствования самих принципов взаимодействия с партнерами. Практика успешных регионов, на которую равняемся, доказала, что эффективность в привлечении инвестиций выше там, где этим направлением занимается специализированная организация, не входящая в систему исполнительной власти. И такой организацией должна стать Корпорация развития. Её созданием мы сегодня занимаемся. Требования к квалификации работников – самые высокие. Это умение досконально разбираться в специфике проектного финансирования, владение переговорными технологиями с иностранными партнерами.

Почему подобная модель оптимальна? Во-первых, будучи независимым юридическим лицом, Корпорация более свободна от бюрократических процедур, а это - гибкость и мобильность в деловом сотрудничестве. Во-вторых, такая организация может самостоятельно выступать партнером частного инвестора, в том числе - в рамках концессионных соглашений.

Всесторонне изучив опыт работы подобных структур, считаю необходимым начать соответствующие преобразования. Поэтому перед профильным блоком правительства я поставил задачу приступить к реформированию Министерства инвестиционной политики, большая часть функций которого отойдет Корпорации развития, а сфера имущественных и земельных отношений будет передана отдельному комитету.

Уважаемые коллеги.

Что касается инвестиций, то пример одной из самых инвестиционно емких площадок - новый аэропорт в Сабуровке, строящийся в рамках ГЧП. Это наш ключевой инфраструктурный объект. В перспективе он станет базой для создания транспортно-логистического регионального кластера, включающего речное и железнодорожное сообщения. Перед профильным блоком правительства мною поставлена задача – подготовить пакет предложений по развитию территории вокруг нового комплекса и сформировать портфель сопутствующих проектов. Для инвесторов здесь открываются широчайшие возможности. Эту же мысль подтвердил председатель Правительства Дмитрий Медведев. На Сочинском форуме он ознакомился с нашим проектом на новом этапе реализации, подчеркнув, что аэропорт даст региону большие инвестиционные перспективы.

Что касается графика строительных работ на объекте, то в конце текущего года планируем завершить авиатерминал. Несмотря на сжатые сроки и большой объем, от «дорожной карты» не отходим.

Новый аэропорт рассчитан на 30-40 ежедневных рейсов, поэтому зампреду Разделкину я поручил - уже сегодня начинать переговоры с потенциальными авиаперевозчиками.

Другая задача - организация транспортного сообщения. Железнодорожная и автомобильная логистика должна быть удобной для жителей всех крупных городов региона. И здесь ответственность лежит на региональном минтрансе.

Серьезный приток инвестиций мы связываем со строительством высокоскоростной магистрали «Шанхай-Гамбург», а также западного обхода саратовского узла Приволжской железной дороги. Второй проект уже в работе. Он позволит значительно увеличить объем грузоперевозок, прежде всего - зерна в направлении Азово-Черноморских портов. На это нас нацеливает Президент. В своем Послании Владимир Путин отметил, что для развития территорий и деловой активности «нужно «прошить» всю территорию России современными коммуникациями». Сегодня мы в тренде – участие области в двух важнейших инфраструктурных проектах закреплено соглашениями, подписанными на нашем экономическом форуме.

Строительство саратовского участка международной трассы начнется в следующем году. На текущем этапе основной инвестор прорабатывает с потенциальным партнером – южно-корейским бизнесом вопросы о его участии в проекте.

Нам важна эта трасса еще и потому, что она даст новый импульс региональной стройиндустрии. Такую возможность нужно использовать - чтобы нашли применение местные дорожно-строительные материалы. Но только на равных - конкурентных условиях!

Смену экономической парадигмы в агропромышленном комплексе диктуют реалии отечественного продовольственного рынка. Государственная политика в АПК пересматривается как на федеральном, так и на региональном уровнях. Утверждена новая редакция программы развития сельского хозяйства России. Корректируются ее параметры и целевые индикаторы. Главные изменения касаются приоритетности господдержки отраслей.

Рекордный урожай прошлого года в 6 млн. тонн актуализировал задачу наращивания экспорта и повышения качества зерна. Будем делать упор на пшеницу 3-го класса. В ближайшие 3 года мы должны повысить ее долю как минимум до 30%. Также нами взят курс на рост объемов продукции переработки и её соответствие стандартам качества стран-импортеров.

В прошлом году область показала рекордные результаты по экспорту продукции АПК. Досрочно выполнили стратегическую задачу, намеченную на 2020 год, - достигли экспорта в миллион тонн зерна. Это в 2,5 раза выше уровня 2016 года. Анализ цен позволяет считать зерновой экспорт перспективным и достаточно рентабельным. Если на внутреннем рынке стоимость пшеницы 3-го класса не превышает 9 тысяч рублей за тонну, то при отправке на экспорт поднимается до 13 тысяч. Как говорится, почувствуйте разницу. Кстати, по ячменю и чечевице контраст цен на внутреннем и внешнем рынках еще очевиднее - разница почти в 2 раза.

Что касается расширения партнерских связей по экспорту зерна, то уже в мае состоятся бизнес-миссии саратовских делегаций в Иран и Китай, цель которых - увеличение поставок в эти страны нашей зерновой продукции.

Задача - не только наращивание объемов, расширение рынков сбыта, но и формирование транспортно-логистической инфраструктуры. Приступим к строительству современных многофункциональных хабов, модернизации элеваторов, складских и отгрузочных мощностей. Уже рассматриваем варианты реализации таких проектов в Перелюбском и Ершовском районах.

Другой приоритет – увеличение объема вывоза продовольственных товаров в регионы. Из местной продукции особым спросом пользуются саратовское растительное масло, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, консервы. Если говорить о денежном выражении, то сегодня половина структуры экспорта – продукция переработки с более высокой добавленной стоимостью. Это в разы увеличивает доходность производителя, а значит, и поступления в бюджет.

Определены инвестиционные приоритеты в АПК. Задача экономическому блоку правительства – подготовить предложения по предоставлению максимально возможных льгот и преференций инвесторам в секторах скотоводства и глубокой переработки сырья. Экономический эффект получим в течение ближайших двух лет, а бюджетный – уже через три года.

За 4 года мы должны начать поставлять на мировые рынки продовольствия больше, чем ввозить в страну. Такую задачу обозначил Президент. Будем наращивать экспорт всего спектра сельхозпродукции, одновременно повышая самообеспеченность страны говядиной, молоком, овощами.

Необходимо максимально расширить спектр переработки сельхозсырья. Запускать производства глубокой переработки зерна, зернобобовых и плодоовощных культур. В животноводстве – завершить формирование районных и межрайонных комплексов первичной переработки мяса местного производства, а также стимулировать выпуск конечной продукции.

Еще один безусловный приоритет – скотоводство. Для правого берега – молочное, для восточных и южных районов Левобережья – мясное.

Хочу подчеркнуть: развитие АПК, безусловно, во многом связано с крупным товарным производством, но это не должно идти в ущерб интересам малых хозяйств, людей, которые в них работают. Мы продолжим поддерживать семейные предприятия, фермеров. Будем и дальше развивать сельхозкооперацию, создавать условия для роста доходов жителей сельских территорий.

В Послании Владимир Путин уделил этой теме особое внимание. В прошлом году малым сельхозпредприятиям мы направили 30 процентов всего объема субсидий. В текущем году они будут увеличены по всему спектру поддержки. Уже в феврале более тысячи фермеров получили помощь на общую сумму около 230 миллионов рублей.

Принято решение о дополнительной поддержке сельхозкооперации. Задача конкретная – в каждом районе должен работать как минимум один сельхозкооператив. И другое поручение муниципалитетам - обеспечивать оптимальные условия доступа к земельным ресурсам именно фермерским хозяйствам. О доступности земли Президент также сказал в Послании.

В числе названных мною предпосылок экономического роста – агломерационный эффект. От агломерации мы ждем долгосрочную отдачу. Она, в первую очередь, связана с повышением доступности государственного финансирования. В этом мы убедились, войдя в программу «Безопасные и качественные дороги», по которой в прошлом и текущем годах получили по миллиарду рублей федеральных средств.

Понимаем и другие преимущества агломерации. Это интенсивное вовлечение земельных ресурсов в хозяйственный оборот. Мощный стимул к развитию инженерной и дорожной инфраструктуры, необходимой для комплексного освоения территорий. Реализации крупных проектов, требующих использования дополнительных энергетических мощностей. Включение предприятий агломерации в более крупные кооперационные цепочки, что способствует выравниваю развития прилегающих сельских территорий. Причем, как в инфраструктурном плане, так и по доходам населения - с учетом повышения рентабельности производства сельхозпродукции.

Но пока это в большей части - теория. Соответствующая нормативно-правовая база ни на федеральном, ни на региональном уровнях в полном объеме не разработана. А знакомство с успешным опытом других субъектов по определению не может помочь в формировании собственной дорожной карты. У каждой агломерации – своя специфика. Поэтому главам администраций Саратова, Энгельсского, Татищевского и Саратовского районов поручаю подготовить практические предложения - с объединения каких ресурсов стоит начать. Когда весь пакет будет сформирован, минстрой, курирующий проект, и институт «Гипрогор», с которым мы подписали соглашение на экономическом форуме, - возьмутся за подготовку техзадания по следующему этапу агломерации. Все предложения должны быть сориентированы на привлечение инвесторов, а значит - заключать в себе понятный набор преференций. Будем двигаться, а не размышлять.

Бесспорный социально-экономический эффект дает оздоровление структуры госдолга, которое мы проводим в течение последних лет. При осмысленном выборе приоритетов и грамотной экономической политике средства, не потраченные на погашение высоких процентов по коммерческим кредитам, можно пустить на развитие и социально значимые цели. Такие шаги нами сделаны. Благодаря замещению банковских кредитов бюджетными, в 2017 году удалось сэкономить свыше 1 миллиарда 300 миллионов рублей. Экономия по обслуживанию госдолга была перераспределена на оказание дополнительной поддержки местным бюджетам, включая кредиты и программы энергоэффективности, на пополнение областного Дорожного фонда, доведение платежей на ОМС неработающего населения до федерального норматива.

Высвобождение средств на развитие продолжится и благодаря программе Президента по реструктуризации бюджетных кредитов. В 2018 году мы должны были вернуть Минфину России почти 5,5 миллиардов рублей, но, по условиям программы, вернем лишь миллиард. Это значит, что у нас появляются дополнительные ресурсы для решения первоочередных социально-экономических задач.

Не только агломерационное развитие, но и вся социально-экономическая повестка актуализируют проблему кадров.

Необходимо обеспечить подготовку и продвижение профессионалов на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве - во всех сферах.

Совершенствование системы управления сегодня актуально как никогда. Для решения такой задачи - формируем региональную школу молодых управленцев, где силами наших ведущих вузов и специалистов-практиков будут готовиться кадры с учетом запросов власти, в том числе - муниципальной.

Недавний опрос регионального минэкономразвития на 73 предприятиях показал, что в ближайшие годы они будут нуждаться не только в инженерах, но и в квалифицированных рабочих самых разных специальностей. Сегодня почти 20% вакансий, заявленных службами занятости, приходятся на обрабатывающие производства. В этом году на них планируется ввести не менее тысячи мест.

Дефицит рабочего персонала снижает конкурентоспособность области для инвесторов. Но как удовлетворить этот запрос - отдельная тема.

Проблема не новая, и не только наша – к ней часто возвращается Владимир Путин. Среди основных причин нехватки трудовых кадров – отсутствие преемственности. Средний возраст рабочих – 40 с лишним лет. Одного экономического фактора, связанного с достойной зарплатой и соцпакетом, - недостаточно. Необходимы моральные стимулы, в хорошем смысле – пропаганда. Когда СМИ рассказывают о рабочих династиях, о важности таких профессий, то поднимают их статус в глазах общества и как следствие - растет спрос на рабочие специальности. Тогда и все существующие механизмы – проекты профориентации, многофункциональные центры начинают приносить отдачу.

Нужны и новые инструменты. В своем Послании Президент предложил запустить со следующего учебного года проект «Билет в будущее» по обучению школьников профессиональным навыкам на производстве. Уже в этом году на инициативу будет выделен 1 миллиард рублей. Региональному министерству образования мною поставлена задача - продумать формат участия Саратовской области в проекте.

Важно, чтобы массово подключились и работодатели, участвовали во всех программах профподготовки. Без них невозможен перспективный прогноз баланса трудовых ресурсов. Такую работу с руководителями предприятий необходимо организовывать профильным ведомствам и быть её координатором. И эта задача – на повестке.

Отдельная тема – дефицит кадров в здравоохранении. Он составляет почти полторы тысячи врачей и более 2,5 тысяч средних медработников. Острая нехватка - профильных специалистов. Особенно в районах. При этом прослеживается явно негативная тенденция: в прошлом году из 176 выпускников-фельдшеров в ФАПы трудоустроились всего 8 человек.

Надо понять, почему, принимая конкретные меры в виде областных программ, компенсационных выплат, предоставления жилья, планомерного благоустройства сельских территорий, - ожидаемого результата мы не получаем.

Видимо, на уровне вуза и медучилищ ведется недостаточная работа. Наставниками слабо используется главный критерий профессии медика. Многие из нас помнят те времена, когда каждый уважающий себя выпускник считал обязательным наработать практику в глубинке. Отпахать там 3-5 лет. Начинающий врач становился универсалом, умел всё: принимать роды, оперировать, лечить ангину. Все ведущие специалисты саратовских клиник прошли эту школу. Знаю не понаслышке.

Сегодня традиция утрачивается. Считаю, что в процессе обучения надо объяснять студентам, что первый, самый важный этап они должны проходить там, где в них особо нуждаются. Когда общие установки формируют профессиональный кодекс, то они превращаются в идеологию большинства. И это большинство надо привлекать на село. Тем более, Президент ставит задачу за 2 года обеспечить полноценное функционирование первичного звена на каждой территории. На ФАПы из федерального бюджета уже выделено 27 миллионов рублей, столько же - на передвижные медицинские комплексы для отдаленных сел. Но даже новые объекты мало что изменят, если на их базе не будут трудиться специалисты. А молодежь поедет только тогда, когда увидит перспективы.

Поэтому в развитии сельских территорий, как и во всем остальном, нужен рывок. Чтобы количество затраченных нами усилий перешло в качество.

Но всё и сразу - не получается, и тому есть объективная причина. У нас крайне сложная территория. Площадь области, а это 100 тысяч квадратных километров, - превышает большинство центральных регионов России. У нас 860 труднодоступных населенных пунктов, что значительно осложняет решение вопросов с транспортом, социальной инфраструктурой. Свыше 100 населенных пунктов фактически опустели. Плюс ко всему, большая часть Левобережья из-за природно-климатических особенностей испытывает проблему водоснабжения.

Естественно, когда мы формировали Стратегию развития области до 2022 года, закладывали эту специфику, принимая те или иные обязательства. И, хочу подчеркнуть, - эти обязательства неуклонно выполняем. В 2017 году по линии «Мелиоводхоза» мы надежно обеспечили водой жителей сёл Дергачевского, Ершовского, Новоузенского, Алгайского и Питерского районов, а это свыше 13 тысяч человек. В Аркадакском и Калининском районах завершили наиболее проблемные участки дорог общей протяженностью 7,5 километра. План ремонта на текущий год – 36 км в Ивантеевском, Аркадакском, Романовском, Петровском, Балаковском, Перелюбском и Лысогорском районах.

Что касается доступности первичной медицинской помощи, то в связи с новыми государственными задачами мы ведем комплексный межведомственный анализ потребности территорий в ФАПах. Они должны быть в тех населенных пунктах, где численность жителей – от 300 человек. Перед минздравом я поставил задачу - в сжатые сроки проанализировать, сколько территорий нуждаются в фельдшерских пунктах. Параллельно – дать полную выкладку, как будет распределяться первичная медицинская помощь, включая мобильные бригады. Охват должен быть стопроцентным. Там, где требуется действовать точечно, будем принимать соответствующие решения. Каждому жителю области, в каком бы населенном пункте он ни находился, мы обязаны обеспечить беспрепятственный доступ к первичному звену.

Благоустройство – такая же жизненная необходимость. Это – комфорт, безопасность и, конечно же, важнейший фактор привлекательности территорий. Два последних года мы ремонтируем ДК, школьные спортзалы, участвуем в федеральной программе по модернизации муниципальных кинозалов, вовлекаем население, успешный бизнес в массированную работу по благоустройству. Процесс идет широким фронтом. Но общественный и предпринимательский ресурс нужно задействовать еще активнее.

Приведу пример – проект инициативного бюджетирования, направленный на поддержку местных инициатив. В регионе он действует второй год, и отдача очевидна. Программа дает возможность гражданам - участникам проектов благоустройства влиять на бюджетный процесс, определяя направления расходования средств. А это - бюджеты всех уровней, деньги жителей и местных бизнес-структур. По итогам пилотного года реализовано 36 гражданских инициатив в большинстве муниципальных районов на общую сумму почти 30 миллионов рублей. Видя эффект, финансирование мы увеличили до 50 миллионов рублей. В этом году круг участников проекта расширяется, прием заявок идет полным ходом. Их уже более 150.

Ждем такой же динамики и от бизнеса. Когда успешное предприятие развивается, должно развиваться всё вокруг. Прежде всего - социальная инфраструктура. Есть примеры участия руководителей хозяйств в проектах благоустройства территорий. Я их не раз приводил. Но мы должны добиться, чтобы такая практика стала повсеместной, переросла в массовое движение, в некие правила игры. Две трети предприятий региона успешно развиваются, имеют реальный потенциал производственного роста. Мы вправе ждать от них и социального эффекта. Причем, этому не противоречит главная цель любого бизнеса – получение прибыли. Взаимосвязь предпринимательского сектора и общества - очевидна. Участвуете в благоустройстве территорий, возведении инфраструктуры – делаете привлекательнее для инвесторов свой муниципальный район, а это возможные перспективы кооперации. Помогаете в строительстве школы или поликлиники – создаете задел для получения квалифицированных сотрудников в будущем. Повышаете зарплату работникам – увеличиваете покупательную способность населения. Новые общественные ожидания, растущие запросы людей заставляют бизнес под них подстраиваться. Если этот бизнес всерьез и надолго. Всё, о чем я только что сказал, можно заменить одной фразой Вячеслава Володина: сильный должен помогать. Причем сам Вячеслав Викторович этому принципу следует всегда.

Рабочие поездки в область, встречи с земляками, умение разговаривать с людьми, неизменно выливаются в конкретные предложения, новые инициативы, благотворительные проекты. Только за прошедший год благодаря поддержке спикера Госдумы, продвижению интересов региона на федеральном уровне, область получила станцию скорой помощи и детский лечебно-диагностический центр в Вольске, новый Дом культуры в Дергачах, здание драматического театра в Балашове, обновленную картинную галерею Петрова-Водкина, сразу 3 спортивных объекта в Балакове. Мы приступили к масштабной реконструкции вольского исторического парка, строительству предуниверсария, на 10 двухквартирных корпусов расширили поселок «Ветеран» в Озинках.

Реализуется инициатива расширения музыкально-эстетического лицея в Энгельсе. А это важнейшая ступень профессионального творческого образования. Готова проектно-сметная документация, переходим к строительству. К концу текущего года должны получить объект - базовый для всей области.

Пошел процесс и в Комсомольском поселке, и в Елшанке. Удалось решить вопрос реконструкции 89-й гимназии за счет федеральных средств. Приступить к реализации благотворительного проекта – строительству дома для переселенцев. Личный пример Вячеслава Викторовича, внёсшего 10 миллионов рублей, побудил откликнуться саратовских бизнесменов. Есть уверенность, что их участие в другом благотворительном проекте, инициированном нашим земляком, также будет ощутимым. Речь идет о строительстве на пришкольных территориях 9 районов (Алгайском, Озинском, Ивантеевском, Перелюбском, Питерском, Турковском, Самойловском, Романовском и Балаковском) спорткомплексов открытого типа. Помог Вячеслав Викторович дожать ситуацию с финансированием строительства школы на 1100 мест в Солнечном-2. На этих примерах мы видим, как много зависит от воли и стремления конкретного человека, который живет своей родиной. Болеет душой. Этому же принципу должны следовать все мы.

Только тогда сможем успешно воплотить непростые проекты развития застроенных территорий. А это - снос бараков и возведение на их месте многоквартирных домов, обеспеченных всей инфраструктурой. Начнем с Энгельса, следом - Саратов и Балаково. Потенциальные инвесторы должны быть заинтересованы в совместной реализации этой программы. От муниципальной власти жду четкой организации процесса, прежде всего, подготовки площадок.

То же самое касается комплексного освоения территорий, которое ведется в микрорайоне Солнечный. Бизнесу необходимо участвовать в решении таких социально значимых задач, как строительство детских садов, школ, поликлиник. И мотивация здесь одна – благополучие людей и региона. Не менее важно, чтобы подготовленная застройщиком документация по планировке территорий проходила через процедуру общественных слушаний неформально и максимально учитывала мнения жителей. Резонансные ситуации с нехваткой школ в микрорайонах Саратова повторяться не должны. Наша цель – заранее устранять причины, которые способны генерировать негатив.

С таким негативом, порожденным безответственностью отдельных недобросовестных участников строительного рынка, мы сегодня усиленно разбираемся, расшивая проблему обманутых дольщиков.

Процесс идет сложно, но идет, и это главное. В прошлом году нам удалось ввести 10 долгостроев, а это почти полторы тысячи человек, получивших жилье. В 2018-ом наметили завершить еще 15 объектов. Сделать это можно только в режиме всеобщей мобилизации. Так и действуем. Региональная, муниципальная власть, правоохранительные органы, надзорные структуры, депутаты всех уровней, представители федеральных структур, общественность, социально ответственный бизнес. Весь срез власти и общества. Еженедельно на рабочей группе совместно и отрыто обсуждаем ситуацию по каждому объекту. Важно, что каждая такая встреча заканчивается конкретным решением. И пользуясь случаем, хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за неформальное участие в этом нелегком процессе, за конструктивные предложения и практические действия.

Капремонт. Не будем скрывать: по прошлому году уровень исполнения программы – крайне низкий. Занимаемся капремонтом уже несколько лет, но проблемы только копятся. Со стороны жильцов, исправно вносящих плату, – справедливые нарекания.

Все причины неудовлетворительной работы – выявлены. Аморфность программы – устранена. Отныне она станет живой, гибкой, открытой для необходимых изменений. Сформирован четкий алгоритм действий. Он отражен в дорожной карте. На днях я ее утвердил. В этом документе указаны сроки и виды работ, а самое главное – персональная ответственность. Изменен и принцип планирования – весь подготовительный цикл строго регламентирован. Отдельная программа будет посвящена капремонту жилых домов - объектов культурного наследия. По моему поручению её разработкой уже занимается минстрой и профильное ведомство. Хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, что ваша помощь в подготовке региональной законодательной базы стала основой всех этих действий.

Уверен, и с проблемой дольщиков, и с программой капремонта мы выйдем на стабильно положительный результат. Главное, к чему мы пришли, - к системности в выработке решений и практической реализации. А это наиболее эффективный путь. У меня есть все основания так считать. Мы помним, насколько тяжело шла программа расселения аварийного жилья. Еще на старте проекта, 5 лет назад, проблема казалась неподъемной. И опять вынужден напомнить о специфике региона. Мы – одни из лидеров по количеству ветхого и аварийного жилья. Тем не менее, взяли повышенные обязательства – расселить 9 тысяч помещений в областном центре и 18-ти муниципальных образованиях. Это огромный объем и огромная ответственность. Методом проб и ошибок набирались опыта, воспринимали критику как руководство к действию, учились у других регионов, адресно работали с застройщиками, были в постоянном контакте с федеральным центром. И вот он результат: программу к концу года – завершили, задачу Президента - выполнили, предоставив Фонду ЖКХ соответствующий отчет. Тридцатого марта он был утвержден. Построено 170 многоквартирных домов, в которые переселились 19 тысяч человек. По поводу тысячи не переселившихся граждан - поясню. Причины в каждом конкретном случае – индивидуальные, не имеющие прямого отношения к программным обязательствам. Тем не менее, держим ситуацию на контроле.

Уважаемые коллеги.

Все сферы, о которых я сказал, работают на комфорт людей и удобство среды обитания. В ней задействованы целые отрасли, предприятия, секторы. И это участие должно быть обеспечено честной конкуренцией.

Эта тема обсуждалась на Госсовете под председательством Президента. Владимир Путин подчеркнул, что практика справедливой конкуренции должна стать системой для всего экономического пространства страны и дать ощутимый результат для наших людей, потребителей услуг. Уже в течение четырех лет в регионе идет внедрение Стандарта развития конкуренции. По эффективности его выполнения в прошлом году мы вошли в десятку лидеров и заняли 7-е место в России. Отдельно отмечу роль социального предпринимательства, для которого любой формализм при проведении торгов и госзакупок особо чувствителен. Мы заинтересованы, чтобы в таких важных сферах, как дошкольное и дополнительное образование, медицинские услуги, детский отдых, ЖКХ - качество услуг было на самом высоком уровне. От этого напрямую зависит удовлетворенность людей повседневной жизнью.

Бизнес, формируя конкурентную среду, также выигрывает, когда созданы равные условия выхода на рынок, включая госзакупки. Потому что здоровая конкуренция подстегивает к повышению качества продукции, а значит, способствует росту спроса на нее. Стимулирует к применению передовых технологий, освоению новых ниш. Не случайно Владимир Путин подчеркнул, что справедливая конкуренция – базовое условие для экономического и технологического развития.

Все намеченные шаги по развитию конкуренции, в том числе обновленный Стандарт, расширение доступа предпринимателей к госзакупкам, региональные меры господдержки, снижение административных барьеров – направлены во благо бизнеса. А качество поддержки предпринимательского сектора - один из главных критериев эффективности региональных команд.

И мы, совместно с профильными федеральными корпорациями, свою эффективность стараемся из года в год повышать. При участии Агентства стратегических инициатив сформированы 12 дорожных карт по устранению административных барьеров. На сегодня 6 из них - выполнены в полном объеме. В частности, удалось существенно снизить сроки получения разрешения на строительство, подключения к электросетям, регистрации. В таком режиме бизнес работает второй год. Настало время комплексно проанализировать эффективность принятых мер. Соответствующую задачу ставлю перед министерством инвестполитики. Нужна ясная картина - какой результат получен.

Мы не разделяем бизнес на большой и малый. Региону важен каждый инвестор, каждый проект.

Владимир Путин поставил задачу - к 2024 году увеличить вклад предпринимательства в ВВП до 40%. Саратовская область уже в текущем году выйдет на показатель свыше 33%, что говорит об эффективности работы предпринимателей и мер господдержки.

За 6 лет, с 2012-го по 2017-й годы, бизнесу было направлено 1,3 миллиарда рублей из областного и федерального бюджетов, привлечено более 2,7 миллиарда заемных средств. Это позволило дополнительно создать порядка 5 тысяч новых рабочих мест. В результате сегодня в малом и среднем бизнесе заняты 240 тысяч человек – пятая часть экономически активного населения области.

Все инструменты, включая поддержку Корпорации МСП, доказали свою эффективность. Но без совершенно новых подходов к конкуренции, о которых говорил Президент, их будет недостаточно. Поэтому перед всеми профильными ведомствами ставлю комплексную задачу - максимального поощрять конкуренцию за счет широкого вовлечения в процедуру государственных и муниципальных закупок малого бизнеса и социально ориентированных НКО. Четкие, измеримые требования по участию в тендерах закладываются в обновленном Стандарте. К их исполнению мы должны быть готовы уже сегодня.

Уважаемые коллеги.

Создавая единое экономическое пространство страны, не меньшее значение мы придаем единому пространству традиций, природных богатств, исторических ценностей.

Обладая ими, каждый регион стремится занять свое место на туристической карте России, познакомить со своим потенциалом как можно больше гостей и соотечественников. Это и гуманитарная миссия, и экономический эффект, и привлекательность региона, с чего я начал свое выступление.

Поэтому продолжим двигаться по пути развития туризма. Саратовская область вошла в топ-30 туристических регионов. Но результат должен с каждым годом повышаться. Первое - за счет современных стандартов в организации маршрутов, а это, прежде всего, безопасность и высокое качество услуг. Второе – сохранение исторической самобытности территорий благодаря проведению регулярных фестивалей, реконструкции уникальных объектов. Третье – появление новых центров культуры и отдыха - таких, как мультимедийный музей «Россия – моя история», который мы медленно, но верно завершаем, исключая любые компромиссы в строительстве. Четвертое – возрождение туристического направления, связанного с Волгой и малыми реками. Если, как мы планируем, в текущем году внутренний турпоток достигнет миллиона человек, значит, ключевые показатели эффективности будут выполнены.

Уверен, оживление делового, культурного климата постепенно остановит отток кадров из региона. Потому что любой драйв – повод для успешных людей проявить себя, быть нужными здесь и сейчас. Да и сам успех складывается не только из лидерских качеств и целеустремленности, но и потребности проявить себя широко, заметно, значимо.

И этот процесс мы наблюдаем. Он набирает силу буквально на глазах. У людей расширяется коридор возможностей влиять на все важные процессы, контролировать действия власти. Это даже не коридор, а пространство общественного движения. Объявленный Владимиром Путиным Год добровольца – свидетельство определяющей роли гражданского общества в современной государственной повестке. Институт социально-экономических и политических исследований, изучив современную ситуацию, пришел к выводу, что без участия граждан сегодня невозможно решение проблем в здравоохранении, образовании, результативность программ адаптации различных групп населения, защиты окружающей среды, благотворительности, обустройства городских пространств. И этот вывод ежедневно подтверждает наша с вами работа - «работа на земле». Постоянные встречи с людьми, совместные обсуждения планов, задач, стратегий – её неотъемлемая часть.

Максимально объективным индикатором общественной активности стало рейтинговое голосование в 12-ти крупных городах области, которое впервые прошло в День выборов Президента. Свыше полумиллиона человек проголосовали за благоустройство объектов на своей территории. А в Аткарске, Красноармейске и Ртищево - почти половина населения! Люди отдавали свой голос не только за дальнейшую судьбу страны, но и - малой родины. И это символично. Большое складывается из малого. Повседневность формирует будущее. Шаги задают движение. А все вместе мы определяем направление и скорость.

Последнее во многом зависит он эффективности региональной команды и депутатского корпуса. Люди будут еще больше доверять и поддерживать нас, видя, что любое свое решение мы переводим в обеспечение. Делаем сферы здравоохранения, образования, спорта, культуры, туризма – передовым блоком развития региона, потому что именно они отвечают за здоровое, сильное, граждански ориентированное поколение. За наших детей!

Уважаемые друзья.

Страна вступила в новый политический сезон. Для Саратовской области он связан еще и с процедурой муниципальных выборов, довыборов в Государственную Думу. Прошу власть всех уровней, депутатский корпус, общественные институты отнестись к избирательной кампании 9 сентября предельно ответственно. Как и к соблюдению принципов прозрачности и чистоты, которые стали нормой политической жизни. Организационная подготовка кампании должна начаться уже сейчас.

Президент, ставя новые задачи, постоянно подчеркивает, что времени для раскачки нет. Учитывая возможности и амбиции Саратовской области, наши проблемные и сильные отправные точки, хочу всех вас также призвать действовать на опережение. Нам нужна ускоренная динамика. Причем, по всем показателям. А второе условие – умение разговаривать с людьми. Лично для меня – это главный критерий эффективности.

Уважаемые друзья!

Хочу всех вас искренне поблагодарить за работу, за помощь в решении острых, особо чувствительных для населения проблем. Действуя одной командой, мы сможем осилить весь спектр задач, поставленных Президентом. Только вместе и только вперед – это не просто яркий лозунг, а живая ситуация нашей с вами повестки.

Спасибо за внимание.

Май 2018

30

30 Май 2018

1

1 Май 2018

2

2 Май 2018

3

3 Май 2018

4

4 Май 2018

5 6

6 Май 2018

7

7 Май 2018

8

8 Май 2018

9

9 Май 2018

10

10 Май 2018

11

11 Май 2018

12 13

13 Май 2018

14

14 Май 2018

15

15 Май 2018

16

16 Май 2018

17

17 Май 2018

18

18 Май 2018

19 20

20 Май 2018

21

21 Май 2018

22

22 Май 2018

23

23 Май 2018

24 25

25 Май 2018

26

26 Май 2018

27

27 Май 2018

28

28 Май 2018

29

29 Май 2018

30

30 Май 2018

31

31 Май 2018

1

1 Май 2018

2

2 Май 2018

3

3 Май 2018